Описание категории новости
Ограничения на экспорт бензина из России для экспортеров, не относящихся к категории производителей, продлят еще на полгода — с 1 марта до 31 августа, сообщили РБК два источника, знакомых с результатами совещания, прошедшего 20 февраля у вице-премьера Александра Новака. Производители бензина, соответственно, сохранят исключение из эмбарго и по-прежнему смогут осуществлять зарубежные поставки.
РБК направил запрос в секретариат вице-премьера.
По словам одного из собеседников, на совещании было отмечено, что ситуация на рынке в настоящий момент стабильна, а продление ограничений направлено, в том числе, на борьбу с серыми экспортерами. К ним относят компании, которые закупают топливо на внутреннем рынке по сниженной за счет демпферного механизма цене, а затем отправляют его на экспорт. Демпфер, в свою очередь, был введен для нивелирования влияния внешнеэкономических и геополитических факторов на стоимость топлива в России. Если экспорт становится для нефтяников более выгодным, то государство компенсирует разницу нефтеперерабатывающим компаниям через демпферные выплаты и наоборот.
Кроме того, на совещании было высказано мнение о необходимости повышения приоритета нефтеналивных грузов при перевозке по железной дороге до третьей очереди согласно Правилам недискриминационного доступа (ПНД). Это целесообразно для сохранения цен на стабильном уровне в весенне-летний период. С 1 января нефтепродукты транспортируются в шестой очереди и ниже, тогда как с марта 2024 года их временно переносили в третью в рамках мер по стабилизации рынка топлива.
О том, что Минэнерго предлагает сохранить действующие ограничения на экспорт бензина и исключения для производителей еще на полгода, 17 февраля сообщила газета «Коммерсантъ» со ссылкой на источники. В пресс-службе министерства эту информацию не комментировали.
При этом в феврале замглавы Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России Виталий Королев говорил, что ведомство готово инициировать обсуждение запрета для производителей на экспорт бензина сроком на месяц. Заявление ФАС было сделано на фоне роста биржевых цен на топливо с конца января. Впрочем, эту динамику Королев называл коррекционной и объяснял удорожание бензина «восстановительным спросом после снижения количества торговых сессий в январе». В ФАС также отмечали, что на розничном сегменте это никак не отразилось.
В Минэнерго после этого заявляли, что ежедневно мониторят внутренний рынок топлива и при необходимости может быть принято решение о запрете экспорта бензина.
Новак после этого сообщал, что правительство вместе с Минэнерго проанализирует инициативу ФАС. «Мы будем смотреть, принимать решения, связанные с защитой нашего внутреннего рынка, это требует значительного анализа», — сказал он (цитата по ТАСС).
Однако после заявлений Федеральной антимонопольной службы биржевые котировки перешли к снижению. Бензин АИ-92 с тех пор подешевел на 7% — до 52,8 тыс. руб. за т, следует из данных территориального индекса по европейской части России Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ). Марка АИ-95 при этом потеряла в цене 5%, опустившись до отметки 56,6 тыс. руб. за т.
В этот же период, как сообщало агентство Reuters, к работе вернулись несколько российских НПЗ после кратковременной внеплановой приостановки.
Временный запрет на экспорт бензина, который не распространяется на международные соглашения со странами ЕАЭС, изначально был введен для всех с 1 марта по 31 августа. Правительство назвало меру превентивной, на период высокого летнего спроса. Затем меру приостанавливали для производителей и вновь возобновили в конце лета. С 1 декабря запрет на экспорт бензина для производителей вновь был отменен, но сохранен для остальных.
Текущая конфигурация работы внутреннего рынка делает запрет на экспорт бензина для непроизводителей логичной и правильной мерой, прокомментировал РБК Максим Дьяченко, управляющий партнер и член правления «Пролеум» (крупнейший частный трейдер в России). «Пока существует демпфер, пока поставки на внутренний рынок субсидируются, субсидировать экспорт неправильно», — сказал он. При этом в случае возникновения проблем на внутреннем рынке правительство, чтобы защитить потребителей, сможет оперативно ограничить возможность поставок за рубеж и для производителей нефтепродуктов, уверен Дьяченко.
«В текущий момент, с учетом биржевых котировок и уровня спроса, я думаю, что каких-то заметных изменений ожидать не стоит», — говорит Дмитрий Гусев, заместитель председателя наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер». Он считает, что уже в марте—апреле по ситуации на рынке станет ясно, необходимо ли принимать дополнительные меры.
/ТАСС/. Экспорт российской молочной продукции к 2030 году может превысить $730 млн. Об это заявил руководитель федерального центра "Агроэкспорт" Илья Ильюшин на международной конференции Dairy session 2025.
"Потенциал российского экспорта сухой молочной продукции к 2030 году мы оцениваем свыше $140 млн. Всего экспорт российской молочной продукции в 2030 году мы оцениваем на уровне более $730 млн, почти на 70% выше уровня прошлого года. В число перспективных направлений, помимо наших традиционных рынков, входят Китай, Алжир, Египет, Саудовская Аравия, Турция, страны Юго-Восточной Азии", - сказал Ильюшин.
Он подчеркнул, что по итогам 2024 года экспорт российской молочной продукции в стоимостном выражении вырос на 19%, в том числе поставки сыра увеличились на 26%, молока - на 39%, сухого молока - на 15%.
Ильюшин отметил, что российская молочная продукция поставляется в 67 стран. "Традиционно мы экспортировали молочку на ближние рынки государств постсоветского пространства. Однако в прошлом году произошло увеличение экспорта в Китай - на 60%, в Монголию - на 31%", - рассказал эксперт.
ПАИ. 110 партий животноводческой продукции в количестве 2,7 тысячи тонн отправили на экспорт из Псковской области в семь стран мира за январь, сообщили ПАИ в пресс-службе Северо-Западного межрегионального управления Россельхознадзора.
Предприятия-производители в наибольшем объёме отправили 72 партии свинины, 27 партий свиных субпродуктов и одну партию готовой продукции из свинины общим весом 2,69 тысячи тонн во Вьетнам, Гонконг, Китай, Грузию, Сербию и Азербайджан, восемь партий охлаждённой рыбы и рыбопродукции в количестве почти 7,9 тонны в Эстонию, а также две партии рыбных консервов в Грузию и Азербайджан.
Экспорт по общему объему в январе этого года вырос в три раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (912 тонн), уточнили в пресс-службе.
Товарооборот между Россией и Бразилией достиг $12 млрд, что является прогрессом. Об этом 10 февраля «Известиям» рассказал посол РФ в Бразилии Алексей Лабецкий.
«По бразильской статистике, действительно мы достигли этой суммы в $12 с лишним млрд нашего двустороннего товарооборота. И это явный прогресс. Этот явный прогресс хорошо ощущается на фоне попыток санкционировать нашу экономику после начала специальной военной операции», — отметил он.
По его словам, рыночные принципы на международной арене работают лучше, чем санкционные незаконные действия. Лабецкий рассказал, что более 30% бразильского рынка удобрений поставляются из РФ, что является основой российско-бразильского товарооборота.
«Бразилия сегодня — это аграрно-индустриальная супердержава, и сохранить высокие темпы развития производства аграрного сектора возможно только, скажем так, поддерживая производительность земли, культур», — добавил посол.
Вторым сектором по объему торговли, по его словам, является топливо, прежде всего дизельное. При этом он отметил, что базовая задача в области инвестиций — это диверсификация товара, пояснив, что она основывается на знании и понимании новых рыночных реалий в обеих странах.
«Работать по принципу, которые были, ну скажем так, правильными 20–25 лет назад, сегодня, мне кажется, бесперспективно. В этом деле должны органично сочетаться проекты, которые субсидируются и поощряются государством, проекты частного сектора», — уточнил Лабецкий.
Кроме того, он отметил хорошие перспективы по торговле по линии госкорпорации «Росатом», а также в ряде других областей.
/ТАСС/. Доля России в индийском оружейном импорте за период с 2015 по 2025 год превысила 30% от общего мирового объема. Об этом на международной выставке Aero India 2025 в Бангалоре сообщил генеральный директор "Рособоронэкспорта" Александр Михеев.
"Индия много лет подряд занимает значительную часть как в портфеле заказов, так и в поставках российской продукции военного назначения по линии "Рособоронэкспорта". За период с 2015 по 2025 год доля России в индийском оружейном импорте превысила 30% от общего мирового объема", - сказал Михеев.
В январе 2025 года в Россию было ввезено 31,9 тыс. новых легковых автомобилей. Это в два раза меньше, чем в том же месяце прошлого года, сообщает аналитическое агентство «Автостат» 7 февраля. При этом показатель ввоза легковых автомобилей с пробегом год к году почти не изменился и составил 19,4 тыс. машин (–2%).
«До повышения утилизационного сбора (осенью) было ввезено автомобилей с избытком. И в данный момент не имеет смысла импортировать автомобилей больше, так как рынку это не требуется», — объяснили аналитики.
Лидером по объему импорта среди новых легковушек стал бренд Haval, а из моделей чаще всего ввозили кроссовер Omoda С5. Среди подержанных автомобилей лидирует бренд Toyota, а среди моделей — Honda Freed.
Отмечается, что 91,6% всех новых легковых машин, ввезенных в январе, прибыло в РФ из Китая. На Белоруссию и Киргизию пришлось по 2,4% импорта, а Казахстан занял всего 0,6%. По мнению аналитиков, альтернативный импорт в Россию через другие страны сильно сократился и сведен к минимуму.
Из Японии в январе было ввезено 53,2% всех подержанных легковых автомобилей, большинство — модели с небольшим объемом двигателя. На втором месте по доле импорта оказалась Южная Корея (16,6%), следом идет Китай (16,4%), которого год назад не было и в десятке стран-лидеров в этом рейтинге.
ПРАЙМ. России и Эквадору, несмотря на незаконные санкции Запада, удалось нарастить товарооборот в 2024 году, сообщил в интервью РИА Новости посол РФ в этой латиноамериканской стране Владимир Спринчан.
"Что касается российско-эквадорского товарооборота в 2024 году, то можно с удовлетворением констатировать, что, вопреки незаконным экономическим санкциям в отношении России, нашим странам удалось в очередной раз не только избежать существенного снижения объёмов взаимной торговли, но даже слегка его увеличить", - сказал дипломат.
Так, по данным ФТС России, за первые три квартала 2024 года рост составил 1,8%, несмотря на то, что большинство традиционных российских экспортных товарных позиций по-прежнему подпадают под западные санкционные ограничения. При этом поставки из Эквадора выросли на 2%, преодолев в денежном исчислении отметку в 1,5 миллиарда долларов. Российский экспорт в эту страну составил 150 миллионов долларов, увеличившись на 0,6%.
"Вместе с эквадорскими партнёрами работаем над выравниваем дисбаланса во взаимной торговле... Приятно осознавать, что по объёму несырьевого экспорта Россия по-прежнему занимает у эквадорцев четвёртое место после Китая, США и ЕС в целом", - подчеркнул Спринчан.
/ТАСС/. Россия в 2024 году сократила импорт рыбы и морепродуктов из Индии в физическом выражении на 10%, до 20 тыс. тонн, в денежном - на 20%, до $130 млн. Об этомсообщили в Рыбном союзе.
"Российский импорт рыбы и морепродуктов из Индии в 2024 году снизился к рекордному 2023 году на 10% в весе - до 20 тыс. тонн и сократился на 20% в деньгах - до $130 млн", - говорится в сообщении.
В том числе импорт мороженой креветки ваннамей, которая является ключевой статьей индийских поставок в Россию, снизился на 10% в натуральном выражении - до 18 тыс. тонн и на 15% в денежном выражении - до $120 млн. Импорт варено-мороженых креветок ваннамей в Россию в прошлом году в физическом выражении сократился на 50%, до 0,5 тыс. тонн.
Кроме того, из Индии Россия импортирует небольшие объемы тигровых креветок, рыбного фарша, омаров, осьминогов и каракатиц, рассказали в союзе.
В прошлом году объем двусторонней торговли с Болгарией значительно снизился. Об этом «Известиям» заявила посол РФ в Софии Элеонора Митрофанова.
«В январе – ноябре он составил порядка $1 млрд, что на 74% меньше аналогичного периода 2023-го. Среди основных позиций нашего экспорта в Болгарию — незапрещенные виды топлива, алюминий, удобрения, изделия из чугуна», — сказала она.
В 2022-м товарооборот между Россией и Болгарией достиг рекордных $6,8 млрд, в 2023-м — $4 млрд, что сопоставимо с показателями спокойных для двусторонних отношений лет, добавила дипломат.
По мнению портала "Автовзгляд", логика поведения простого россиянина в вопросе приобретения нового автомобиля достаточно проста, ибо не такой и большой - либо новый авто из Поднебесной, либо отечественная Lada. Третьего, увы, не дано, так как действуют пакеты санкций со стороны недружественных стран, а льготный утильсбор на новые машину у дилеров не распространяется.
При этом первый заместитель генерального директора группы компаний "Рольф" Светлана Виноградова, подводя краткие итоги китайской экспансии на российский рынок, заявила, что бывшие покупатели ушедших из РФ Kia и Hyundai без особых проблем пересели на "китайцев". И остались довольны своим выбором.
А вот клиенты премиального сегмента мириться с положением дел на рынке оказались не готовы. Многие из них остались верны своему выбору и привычкам, поэтому в вопросе приобретения авто часто заглядываются на знакомые и понятные им бренды, где, несомненно, спасительным кругом выступает параллельный импорт.
Заставленные знакомыми марками парковки экс-дилеров премиум-брендов показывают, что если и есть какие-то ограничения в поставках, то упираются они исключительно в бюджет покупателя. Не меньше покупателей заинтересованы в таком продукте и сами дилеры, ведь именно на премиальных параллельных машинах им удается заработать свой кусок хлеба, поэтому пока есть спрос, будет и предложение.
Комитет по промышленности, исследованиям и энергетике Европарламента (ЕП) в четверг, 16 октября, проголосует за проект Еврокомиссии (ЕК) о реформировании энергетической отрасли Евросоюза (ЕС), который предполагает полный отказ от российских нефти и газа. Информация об этом следует из расписания заседаний на сайте ЕП.
«Голосование за поэтапный отказ от импорта российского природного газа, улучшение мониторинга потенциальной энергетической зависимости и внесение изменений в Регламент ЕС. <...> Принятие проекта доклада», — указано в расписании.
Отмечается, что заседание начнется в 10:00 по местному времени (11:00 мск). Докладчиками числятся латвийский евродепутат Инесе Вайдере и представитель финской партии «Зеленый союз» Вилле Ниинистё.
РИА Новости. Товарооборот Китая и России по итогам первых девяти месяцев 2025 года снизился на 9,4% по сравнению с аналогичным периодом 2024 года, составив 163,621 миллиарда долларов, свидетельствуют обнародованные в понедельник данные главного таможенного управления КНР.
По данным таможни, Китай за январь-сентябрь ввез в Россию товаров на 73,566 миллиарда долларов, снижение по сравнению с аналогичным периодом 2024 года составило 11,3%. Поставки из РФ в КНР сократились на 7,7%, составив 90,054 миллиарда долларов.
В сентябре товарооборот двух стран составил 19,825 миллиарда долларов: Россия ввезла в Китай товаров на 10,956 миллиарда долларов, КНР в РФ - на 8,869 миллиарда долларов, уточнило главное таможенное управление.
Согласно данным главного таможенного управления КНР, товарооборот Китая и России по итогам 2024 года вырос на 1,9% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года, составив рекордные 244,819 миллиарда долларов.
Глава Минпромторга России Антон Алиханов заявил, что повышение и пересмотр методики расчета утилизационного сбора на автомобили - меры, которые назрели и необходимы. Об этом министр рассказал на заседании фракции КПРФ в Госдуме, отвечая на вопросы депутатов.
По словам Алиханова, одна из главных причин реформы - борьба с "серыми" схемами импорта. Сейчас, передает его слова РБК, более 70% машин ввозятся физическими лицами, что позволяет импортерам и даже дилерам обходить повышенные ставки сбора, действующие для юрлиц.
Диспаритет между официальным импортом и ввозом физлицами достигает миллиона рублей на автомобиль. В итоге под видом личных поставок завозятся машины для перепродажи, и это искажает рынок, объяснил министр. По этой причине компании, которые инвестируют в локализацию, особенно китайские партнеры, в таких условиях теряют стимулы продолжать производство.
В худшем случая такая дестимуляция инвестиций в российское автомобилестроение может привести к остановке заводов, сокращению рабочих мест и падению доходов в смежных отраслях.
В то же время Алиханов признал, что для покупателей новая система станет непопулярным решением, но "это решение назрело, оно необходимо".
Согласно проекту постановления, новый порядок расчета утильсбора планируется ввести с 1 ноября 2025 года. Он предусматривает привязку размера платежа к мощности двигателя автомобиля - машины с более 160 л.с. проходят по увеличенной ставке.
Алиханов в ходе выступление повторил свои слова о том, что повышение не затронет большинство автовладельцев, так как 80% автопарка в стране имеют мощность менее 160 л.с., то есть не попадают под повышенные коэффициенты.
/ТАСС/. Экспорт продукции АПК из России в африканские страны в январе - августе 2025 года составил почти 11 млн тонн на сумму свыше $2,8 млрд. Об этом ТАСС рассказали в федеральном центре "Агроэкспорт".
"За восемь месяцев 2025 года Россия поставила в африканские страны почти 11 млн тонн продукции АПК на сумму свыше $2,8 млрд. И, как ни странно, пшеница - далеко не единственное, чем интересуется континент", - говорится в сообщении.
В том числе российской готовой мясной продукции за этот период было отправлено в африканские государства около 500 тонн на сумму более $660 тыс. Экспорт молочной сыворотки в страны Африки в натуральном выражении увеличился почти в 13 раз: за восемь месяцев 2025 года поставлено более 1,3 тыс. тонн на сумму почти $1 млн.
Также сообщается, что в январе - августе 2025 года Россия отправила в Тунис около 50 тонн мороженых крабов почти на $2 млн. Поставки российского мороженого в Сенегал за этот период составили почти 180 тонн на $450 тыс.
INTERFAX.RU - Пошлина на экспорт подсолнечного масла из РФ в октябре повышается до 8 тыс. 047,3 рубля за тонну с 5 тыс. 746,2 рубля в сентября, на подсолнечный шрот - до 1 тыс. 408 рублей с 1 тыс. 119,4 рубля за тонну соответственно. Такой расчет представил Минсельхоз.
Индикативные цены, исходя из которых рассчитаны пошлины, составили: на масло $1 тыс. 126,6 за тонну ($1 тыс. 130,6 месяц назад), на шрот - $214,4 ($217,8).
Размер пошлин составляет 70% от разницы между базовой и индикативной ценой (среднее арифметическое рыночных цен за месяц).
РФ ввела механизм "подсолнечного демпфера" с 1 сентября 2021 года. Сначала пошлины рассчитывались в долларах, с июля 2022 года - в рублях.
Базовая цена на подсолнечное масло составляет 82 500 рублей за тонну, на шрот - 15 875 рублей за тонну.
В августе 2024 года эти пошлины были продлены сразу на два года - до 1 сентября 2026 года. На недавнем заседании таможенной подкомиссии была одобрена их пролонгация еще на два года - до 31 августа 2028 года.
/ТАСС/. Ставрополье в 2025 году экспортирует не менее 7,5 млн тонн зерновых, что почти сопоставимо с общим краевым урожаем прошлого года. Поставки будут сделаны в страны Ближнего Востока, Кавказского региона и Азиатско-Тихоокеанского региона, сообщил во время прямой линии министр сельского хозяйства края Сергей Измалков.
"Собран неплохой урожай зерновой группы. Для края необходимы из этих 10 млн тонн 2,5 млн тонн - это семена, мука, зерновые на корм скоту. Все остальное будет реализовано. Реализации на сегодняшний день подлежат порядка 8-7,5 млн тонн. Сейчас в активной фазе уборка кукурузы, посмотрим, какую прибавку нам даст эта категория зерновых. Наши потенциальные клиенты известны. В последнее время это, прежде всего, страны Ближнего Востока, Кавказский регион и Азиатско-Тихоокеанский регион", - сказал он.
Увеличить экспортные объемы позволил урожай, который в 2025 году стал максимальным для региона за всю историю. Помимо выхода на зарубежные рынки, производители Ставрополья направят зерновые на продажу и в регионы Российской Федерации.
"На что хочется рассчитывать - на достойную цену, которую сегодня сформирует рынок, чтобы наши сельхозтоваропроизводители получили не только достойный урожай, но и достойную цену за свой нелегкий труд", - отметил Измалков.
В регионе уже ведется осенняя посевная кампания для закладки урожая на 2026 год. По данным министерства, площади зерновых на Ставрополье сопоставимы с уровнем прошлого года.
141400, Россия, Московская область, г. Химки,
ул. Авиационная, владение 8,
Бизнес-центр «Аэро - Плаза», офис 206
24/7