Описание категории новости
Страны Евросоюза вряд ли договорятся о включении в 11-й пакет антироссийских санкций запрета на импорт трубопроводного газа из РФ. Об этом сообщает Politico, ссылаясь на источник из числа диппредставителей стран ЕС.
О том, что G7 и Евросоюз в рамках очередного пакета санкций намерены запретить импорт российского трубопроводного газа на маршрутах, по которым Москва ранее сократила поставки, сообщила газета Financial Times.
Собеседник Politico усомнился в том, что эта идея "сработает", передает ТАСС. Он заявил о слишком большом сопротивлении со стороны государств, которые зависят от поставок из России. Источник добавил, что обсуждение очередного пакета санкций практически завершено.
Между тем, на днях глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен рассказала о новых ограничениях, которые планируется ввести в отношении России. Например, будут усилены ограничения на транзит товаров двойного назначения в третьи страны через РФ, а также ограничен экспорт таких товаров в некоторые третьи страны.
/ТАСС/. Министр иностранных дел Индии Субраманьям Джайшанкар отверг заявление главы внешнеполитической службы Евросоюза Жозепа Борреля о том, что ЕС может ограничить импорт индийских нефтепродуктов, произведенных из российской нефти. В ответ Джайшанкар посоветовал Боррелю ознакомиться с правилами Совета ЕС.
"Посмотрите на правила Совета ЕС, российская нефть существенно перерабатывается в третьих странах и больше не рассматривается как российская", - приводит 17 мая слова Джайшанкара информационное агентство ANI.
"Я призываю вас ознакомиться с постановлением Совета ЕС 833/2014", - добавил Джайшанкар. Это постановление касается правил ограничений со стороны ЕС в адрес России.
Боррель 16 мая не исключил, что сообщество может ограничить импорт индийских нефтепродуктов из российской нефти с целью ужесточения антироссийских санкций, введенных из-за ситуации вокруг Украины. Об этом дипломат заявил газете Financial Times в преддверии встречи с главой МИД Индии. По его мнению, приобретение Индией нефти у России - "это нормально", однако южноазиатская страна не должна, считает Боррель, стать "центром по ее переработке" с последующей продажей в страны ЕС.
ПРАЙМ. Минсельхоз РФ предложил ввести понятие приоритетных для экспорта видов сельхозпродукции, затраты на транспортировку которых могут компенсироваться, в этом списке — молочная и льноводческая продукция, следует из проекта постановления на портале нормативных правовых актов.
"Для стимулирования экспорта приоритетных видов продукции проектом постановления вводится понятие приоритетных видов продукции в соответствии с Единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, в состав которой в рамках данного проекта постановления включены коды, относящиеся к молокоемкой продукции длительного срока хранения, в отношении которой осуществляется компенсация части затрат на транспортировку сельскохозяйственной и продовольственной продукции в повышенном размере", — говорится в документе.
Отмечается, что это предложение связано с тем, что в РФ наблюдается стабильный рост производства молока, но также, в условиях стабильного спроса и высокого производства — и рост запасов у перерабатывающих предприятий с молокоемкой продукцией длительного срока хранения. "Такая тенденция наблюдается в последние годы, но особенно остро стоит в текущем году", — говорится в пояснительной записке.
Кроме того, предложено компенсировать часть затрат на транспортировку на экспорт льна-сырца, а также очесов и отходов льна.
Россия по-прежнему не видит никаких подвижек в реализации российской части зерновой сделки: Россельхозбанк остается под санкциями, российские сельхозпоставки продолжают блокироваться западными санкциями. Об этом заявил постоянный представитель России при ООН Василий Небензя, передает ТАСС.
«Уже без малого год мы не видим ни малейших подвижек в рамках второй части пакетной сделки генсекретаря ООН Антониу Гутерриша – Меморандума Россия – ООН. Основной российский банк Россельхозбанк, заточенный исключительно на финансовые расчеты по экспортным сельхозоперациям, остается под санкциями. Разовые транзакции, которые нам так "щедро" обещают в Вашингтоне и в Брюсселе, просто смехотворны, когда их подают как действенное решение проблемы. Предложенный генсекретарем ООН пакет работает только в части, касающейся обслуживания украинского коммерческого экспорта, российские сельхозпоставки продолжают блокироваться западными санкциями без каких-либо перспектив по их облегчению для якобы неподсанкционных удобрений и продовольствия», – сказал он.
Такое заявление Небензя делает не первый раз. Также в апреле дипломат заявлял, что никакого движения в ситуации вокруг соблюдения российской части зерновой сделки нет.
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков 12 мая заявил журналистам, что информации по поводу возможности продления зерновой сделки пока нет, контакты по этому вопросу продолжаются. Причем до этого министр обороны Турции Хулуси Акар сообщил о движении сторон в направлении продления зерновой сделки.
11 мая в минобороны Турции сообщили, что переговоры между Россией, Украиной, Турцией и ООН будут продолжены на техническом уровне в ближайшее время.
В свою очередь замглавы МИД России Сергей Вершинин сообщил, что зерновая сделка прекратит свое существование, если не будет достигнут консенсус по выполнению условий второй части соглашения. По его словам, Россия выступает против бесконечного продления зерновой сделки, срок действия которой истекает 18 мая. Вершинин добавил, что до принятия окончательного решения «еще есть какое-то время».
В предыдущий раз зерновая сделка была продлена в середине марта на два месяца, до 18 мая. 25 апреля министр иностранных дел РФ Сергей Лавров говорил, что ситуация вокруг соглашения зашла в тупик. Министр указал на нежелание устранять препятствия для экспорта российских удобрений, несмотря на их дефицит, а также подключить Россельхозбанк к SWIFT. В Кремле также называли перспективы продления соглашения «не очень хорошими».
Зерновая сделка была заключена 22 июля 2022 г. представителями Турции и ООН, с одной стороны, и представителями России и Украины – с другой. С Москвой и Киевом были заключены отдельные соглашения: первое – по вывозу украинского зерна из трех портов, включая Одессу, Южный и Черноморск, второе – по помощи в экспорте российского зерна и удобрений. Москва неоднократно отмечала, что вторая часть сделки не выполняется.
Инна Елисанова, директор группы таможенного регулирования и международной торговли Б1
Выступление И. Елисановой на конференции ТПП России «Внешнеэкономическая деятельность в новых условиях»
Обращу внимание аудитории на то, что по информации ФТС России, которая есть у нас здесь и сейчас за 2022 год, объем параллельного импорта составил 2,4 млн тонн, что в суммарном выражении представляет порядка 20 млрд долларов. Основные группы товаров, которые на текущий момент с начала внедрения этого механизма вовлечены, так скажем, в процесс параллельного импорта, это прежде всего электроника, техника, автомобильные запчасти, одежда и парфюмерия. И страны, из которых прежде всего осуществляется такой параллельный импорт по текущей статистике, это страны, входящие в ЕАЭС, а также Турция, Китай и ОАЭ.
На следующем слайде я указала действующую на текущий момент нормативную базу. Единственное, на что хочу обратить внимание, что помимо постановления Правительства, которое в принципе легализовало параллельный импорт, а также приказа Минпромторга, закрепляющего Перечень товаров, параллельный импорт которых разрешен, к настоящему моменту был принят ряд изменений в приказ Минпромторга и некоторые из них даже еще не вступили в силу, вступают летом (я о них подробнее расскажу). Вместе с тем также опубликованы письма ФТС России, которые разъясняют, что, несмотря на легализацию параллельного импорта, необходимость принятия мер в отношении контрафактной (поддельной) продукции сохраняется. Для выпуска оригинальных товаров, включенных в Перечень Минпромторга, не требуется согласие правообладателя. При этом раньше импортеру необходимо было иметь либо лицензионный договор, либо письмо-согласие, с указанием, что правообладатель не имеет никаких претензий в части лицензионных платежей, а также в целом разрешает ввоз продукции под теми или иными товарными знаками. Сейчас предоставления таких документов в отношении товаров, ввозимых в рамках параллельного импорта, не требуется.
В настоящий момент таможенные органы осуществляют защиту прав на объекты интеллектуальной собственности с учетом классификационных кодов ТН ВЭД и товарных знаков, указанных в Перечне Минпромторга.
На данном слайде отражено, как работает параллельный импорт с учетом имеющихся ранее и продолжающих функционировать механизмов таможенного контроля за товарами, содержащими объекты интеллектуальной собственности.
В левой части слайда рассмотрены две ситуации: ввоз параллельным импортером товаров, которые попадают в Перечень, и товаров, которые в Перечень не попадают. В ситуации, если товары ни по коду, ни по бренду не попадают в Перечень, таможенные органы приостанавливают срок выпуска таких товаров и взаимодействуют уже с правообладателем, либо его представителем на территории РФ. Только после этого таможенными органами принимается решение о выпуске товаров.
Если товара в Перечне Минпромторга нет, тогда таможенные органы осуществляют контроль только на предмет контрафактности товара, блок взаимодействия таможенных органов с правообладателем или его представителем в данной ситуации отсутствует.
В случае, если товар ввозится уполномоченным импортером, то есть тем, кто включен в ТРОИС в качестве такового, вне зависимости от того, содержится ли товар в Перечне или нет, товар беспрепятственно выпускается таможенными органами.
Какие актуальные проблемы на сегодня мы видим в контексте параллельного импорта? Прежде всего, мы получаем очень много обратной связи от участников ВЭД, которые отмечают, что ТРОИС в условиях легализации параллельного импорта работает не так эффективно, как раньше. Ранее, до легализации параллельного импорта, таможенные органы на регулярной основе уведомляли правообладателей или их представителей о том, что срок выпуска по тому или иному грузу приостановлен и ждали обратной связи от правообладателя о том, что делать – выпускать этот товар, либо правообладатель уже переходит с точки зрения гражданско-правовых взаимоотношений с этим импортером в какую-то иную плоскость урегулирования вопроса. Но, на текущий момент, правообладатели / их представители все реже получают подобные уведомления от таможенных органов, а иногда не получают вообще. Таким образом, возникает вопрос касательно эффективности работы ТРОИС в текущих условиях.
Следующей проблемой является регистрация параллельными импортерами деклараций о соответствии на основе подложных договоров, якобы заключенных с иностранными производителями товаров, импортируемых в рамках параллельного импорта.
Также в качестве проблемного вопроса необходимо отметить отсутствие нормативно закрепленных критериев для включения товаров и товарных знаков в Перечень, а также для их исключения. С точки зрения нормативного регулирования на данный момент до сих пор не понятно, на основании каких критериев происходит расширение или сужение Перечня. Вместе с тем необходимо отметить, что участники ВЭД имеют возможность, при наличии достаточных оснований, влиять на состав Перечня. Есть ряд примеров, когда после обращения участников ВЭД в Минпромторг данный Перечень уточнялся. По результатам анализа, проведенного Минпромторгом на основании полученных обращений, некоторые товарные знаки либо товарные позиции исключались.
Ряд участников ВЭД в качестве проблемы также отмечают отсутствие механизма уведомления таможенными органами правообладателя после выпуска параллельно импортированных товаров, с целью предоставления возможности правообладателю отстоять свои права при введении такой продукции в оборот на территории РФ.
На следующем слайде представлены те практические рекомендации для участников ВЭД, которые видятся в связи с обозначенными выше проблемами. В данном случае, опять же, следует исходить из той логики, включены ли товарные знаки компании в ТРОИС и параллельно в Перечень Минпромторга или нет. Если товарные знаки компании не включены ни в Перечень, ни в ТРОИС, то здесь, конечно, рекомендуется отслеживать планируемые изменения Перечня и включить товарный знак компании в ТРОИС, обеспечив возможность некой правовой защиты.
Если товарные знаки компании включены в Перечень Минпромторга, но не включены в ТРОИС, компания может обратиться в Минпромторг с правовой позицией в целях исключения своего товарного знака из Перечня. Существует ряд неформальных, не закрепленных нормативно оснований, исходя из которых Минпромторгом может быть принято решение об исключении тех или иных товарных знаков из Перечня (например, продолжение поставок на территорию России, наличие товаров на стоках для обеспечения потребностей рынка и т.д.). Также в данном случае рекомендуется включить товарный знак в ТРОИС, что также дополнительно может обеспечить правовую охрану.
Рассмотрим ситуацию, когда товарный знак включен в ТРОИС, вне зависимости от того, включен ли он в Перечень или нет. Когда товарный знак включен в ТРОИС, компания имеет возможность уточнять сведения, которые были основанием для включения в ТРОИС. Существует очень много критериев, которые компания может уточнять либо информацию по которым можно добавлять. Например, первый базовый критерий – никто, кроме уполномоченного импортера, не может ввозить категории того или иного товара. Второй критерий – ни через какие таможенные органы, кроме каких-то определенных, эти товарные позиции не могут быть ввезены и оформлены. Третий – никто, кроме уполномоченного импортера или группы уполномоченных импортеров, в принципе не может ввозить товары под тем или иным товарным знаком, и т.д. Ранее, когда мы еще не жили в реалиях параллельного импорта, внося товарные знаки в ТРОИС, мало кто из компаний, наверное, оценивал необходимость и важность отдельных критериев и в основном выбирали критерий одного или нескольких уполномоченных импортеров, которые могут ввозить, все остальные критерии не учитывались как важные. Видится возможным вернуться к этой работе. На наш взгляд, участники ВЭД могут в заявительном порядке обратиться в ФТС для уточнения тех сведений, которые указаны в ТРОИС, как минимум с целью пресечения ввоза контрафактных товаров.
Завершу доклад рассмотрением конкретного практического примера, который, в том числе, сопровождала наша команда, когда у одной из компаний возникла необходимость исключить товарный знак из Перечня Минпромторга. Проектом изменений в Перечень Минпромторга предполагалось включение в Перечень более 90 брендов алкогольной продукции. Путем активного вовлечения импортеров данной категории продукции на этапе общественного обсуждения проекта изменений в Перечень Минпромторга, удалось добиться того, что в итоговую редакцию приказа, которым вносились изменения, попали всего 37 товарных знаков. Таким образом, благодаря активности уполномоченных импортеров, удалось достигнуть исключения из приказа ряда брендов, которые импортеры готовы были самостоятельно ввозить либо по которым импортеры были готовы обеспечить потребности рынка.
Подводя итог своему докладу, хотела бы отметить, что возникает ряд существенных вопросов не только с тем, как применять Перечень, но и с тем, как обеспечивать правовую защиту тех участников ВЭД, которые остаются на рынке, продолжают свою внешнеэкономическую деятельность, при этом также включены в ТРОИС, но по каким-то причинам не получают обратную связь от таможенных органов, либо не могут контролировать процесс ввоза товаров параллельными импортерами, понимая, что, возможно, он идет, причем с рядом нарушений.
Второе, что хотелось бы отметить, это то, что Перечень Минпромторга не является чем-то фиксированным, не подлежащим изменениям, а является подвижным и «живым» инструментом. В ряде ситуаций компании могут инициировать внесение изменений путем подачи обращения в Минпромторг с подготовленной правовой позицией.
Правительство Российской Федерации приняло постановление, которое уточняет порядок действия ограничений на вывоз отдельных категорий товаров иностранного происхождения, установленных постановлениями от 9 марта 2022 г. № 311-312. Документ разработан Минэкономразвития России.
Напомним, в марте прошлого года Правительством были оперативно введены ограничения на вывоз иностранной продукции, имеющей критическое значение для бесперебойного функционирования ключевых отраслей экономики.
Новым постановлением по предложениям отраслевых ведомств и представителей российского бизнеса из-под действия ограничений на вывоз исключено в совокупности более 200 позиций: товары бытового назначения, отдельные виды продукции медицинского назначения, телекоммуникационного оборудования, электрических машин и механических устройств и пр.
Сокращение номенклатуры товаров иностранного происхождения, ограниченных к вывозу, также упрощает порядок вывоза российских товаров. Теперь экспортерам, осуществляющим вывоз исключенных из постановлений № 311-312 товаров, не требуется получать сертификаты о происхождении товара, подтверждающие производство продукции на территории РФ.
«Решение Правительства окажет дополнительную поддержку российским экспортерам, которые сейчас активно перестраивают логистические цепочки и выходят на новые рынки», - прокомментировал заместитель министра экономического развития РФ Владимир Ильичев.
Снятие ограничений на экспорт также коснётся экспортных поставок для оказания гуманитарной помощи и ликвидации стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций.
С 15 мая 2023 года начинается эксперимент по маркировке некоторых безалкогольных напитков - соков, морсов, компотов. Среди целей эксперимента – апробация системы маркировки для противодействия незаконному ввозу, производству и обороту безалкогольных напитков, в том числе контрафактных, а также для повышения собираемости налогов и таможенных платежей.
Речь идет о таких продуктах, как соки, сокосодержащие напитки, растительные напитки (на основе сои, орехов, злаков и семян) и воды, включая минеральные и газированные, с содержанием сахара или других подслащивающих или вкусоароматических веществ.
Кроме того, в ходе эксперимента планируется определить параметры производства и оборота продукции, передаваемых в информационную систему участниками оборота безалкогольных напитков. Такие данные необходимы для подтверждения корректного начисления акциза по отдельным видам безалкогольных напитков, которые подлежат обложению акцизами с 1 июля 2023 года.
Планируется, что эксперимент продлится до 1 февраля 2024 года. Участие в эксперименте добровольное.
За четыре месяца текущего года в Уральский федеральный округ ввезено 1270 тонн безалкогольных напитков общей стоимостью 660 тыс. долларов. В числе активных импортеров Узбекистан, Азербайджан, Иран и Абхазия.
/ТАСС/. Наблюдающееся в настоящее время укрепление рубля связано с улучшением динамики экспортной выручки, ее нижняя точка пройдена. Об этом журналистам заявил заместитель председателя Банка России Алексей Заботкин в ходе Петербургского международного юридического форума.
"Скорее всего, происходит некоторое улучшение потоков по текущему счету. То, о чем мы говорили в начале апреля, что произошло снижение экспортной выручки при продолжающемся росте импорта, как бы эта нижняя точка экспортной выручки, по всей видимости, пройдена, и мы имеем обратное движение курса", - сказал он.
Заботкин отметил, что произошедшее в марте - апреле ослабление рубля внесет проинфляционный вклад в динамику цен 2023 года и это влияние учтено в новом прогнозе Банка России по инфляции.
О форуме
Петербургский международный юридический форум - крупнейшая площадка для диалога между представителями юридического, предпринимательского, политического и правоохранительного сообществ по вопросам права в интересах граждан, бизнеса, совершенствования правоприменительной практики, продвижения законодательных инициатив в целях развития правовой культуры и регулирования социально-экономической сферы в современных условиях. Форум проводится Минюстом России и фондом "Росконгресс" в соответствии с указом президента РФ. Он продлится до 13 мая.
ПРАЙМ. Одной из ответных мер на попытки Литвы договориться с ЕС об одностороннем запрете определенных товаров калининградского транзита может стать запрет Россией импорта алкоголя, ввозимого через территорию Литвы, заявил губернатор Калининградской области Антон Алиханов в эфире телеканала "Россия 24".
Ранее министр иностранных дел балтийской республики Габриэлюс Ландсбергис заявил, что Вильнюс согласовывает с Евросоюзом возможность ввести односторонний запрет на перевозку через границу Литвы, являющуюся также внешней границей сообщества, определенных групп товаров.
"У Литвы все ещё достаточно много сохраняющихся связей с нашей страной, и в части транзита товаров тоже. Практически весь алкоголь импортный, ввозимый в нашу страну, проходит через территорию Литвы, хранится там, маркируется нашими акцизными марками и потом литовской компанией, одной из крупных на рынке Европы, перевозится на рынки Европы", — отметил Алиханов.
По его словам, "можно было бы, предлагали подумать, чтобы и эту деятельность либо полностью свернуть, либо запретить в качестве ответных мер".
"Список у нас достаточно большой, мы его весь направляли нашим коллегам, в МИД, и я уверен, нам есть чем ответить", — добавил Алиханов.
Чуть более года назад в России на фоне санкций был введен список Минпромторга, в котором обозначены группы товаров с определенными торговыми марками, разрешенными к ввозу без согласия правообладателя. Все стали называть такой импорт параллельным, хотя это определение не вполне корректно. Каким он должен быть и как компании-импортеры работают в сложившейся ситуации рассказывает эксперт в области международного бизнеса, владелец группы компаний SinoImport Тина Анистен.
На самом деле параллельный импорт – это ввоз оригинальных товаров в страну, минуя закупки у регионального дистрибьютора. То есть такая схема предполагает наличие дистрибьютора, как основного канала поставки зарубежных товаров, и возможности их параллельного ввоза в страну. При этом основная концепция параллельного импорта – снижать цены за счет отсутствия дистрибьюторских надбавок, которые могут быть очень велики.
Что происходит сейчас?
Тот импорт, который есть на данный момент, сложно назвать параллельным – это фактически быстрое залатывание дыр, которые образовались из-за ухода с рынка зарубежных компаний. Дистрибьюторов некоторых видов товара не осталось, параллели нет, но есть спрос и его нужно закрывать. Эта схема больше похожа на окольный импорт. Законного в ней нет практически ничего, кроме того, что товары действительно оригинальны.
А импортеры кто? Этим видом деятельности заинтересовались предприимчивые бизнесмены с целью быстрого обогащения. Стихийное принятие решений стать импортером «запрещенки со стороны западных стран» для многих показалось одним из прибыльных направлений бизнеса. Точно так же в 90-е очень стремительно развивалось явление челноков. Только челноки сейчас не работают с клетчатыми сумками, а завозят товары фурами. При этом многие предприниматели фактически не лишились прямых поставок товаров, будучи ранее дистрибьюторами или представителями различных зарубежных марок. А самые продвинутые стали создавать альянсы, например, «Ассоциация параллельного импорта», основными направлениями деятельности которых стало придумывание схем совершения поставок через третьи страны для перекрытия дефицита нужных товаров.
Легальность происходящего. Государством разрешен ввоз торговых марок, но нигде не говорится, что поставки должны быть нелегальными. Фактически же существующий сейчас параллельный импорт – это схема нелегальных поставок, поскольку отличить его от серых схем просто невозможно. При поставках меняются, то есть подделываются, документы, и как только встанет вопрос камеральных проверок, все это выплывет наружу. Соответственно сверхприбыли или просто прибыли, полученные при параллельном импорте, очень быстро и легко будут изъяты на оплату штрафов таможенным и налоговым органам.
Сложности параллельного импорта
Санкционный товар. Единственный возможный вариант закупить его – через посредника в третьей стране. Изначально все так и делали, но затем европейские и североамериканские производители стали понимать, что такого спроса со стороны, скажем, Казахстана, на их товар никогда не было. Поэтому сейчас остро стоит вопрос поступления товара в страны-посредники. Как оказалось, европейское и американское правительства понимают, куда на самом деле едут товары, поэтому они стали влиять на своих предпринимателей, чтобы те не поставляли свою продукцию по серым схемам и подложным документам, иначе можно получить штраф и уголовное преследование с перспективой 25 лет лишения свободы. На этом фоне производители стали тщательнее проверять своих покупателей и чаще отказывать им в поставках.
Логистика. В начале введения схемы параллельного импорта предприниматели использовали логистических посредников в Турции, Казахстане, Армении, Узбекистане – т.е. во всех близлежащих странах. Однако в начале марта этого года Турция приостановила поток параллельного импорта в Россию из-за нависшей угрозы ухудшения отношений с Европой. Далее 1 апреля Казахстан официально объявил о прекращении транзита санкционных товаров в Россию. Логистические операторы перевели потоки на Узбекистан, но это временная мера. Все это говорит о том, что рано или поздно все коридоры будут закрыты, поскольку мало кто из стран хочет лишиться поддержки западных правительств в части инвестиций, технологий и других взаимодействий. И дефицит, который Правительство РФ хотело побороть за счет введения данной меры, все же наступит.
Финансы. В прошлом Центробанк активно боролся против незаконного ввоза товаров в Россию. При этом параллельный импорт, при котором товар покупается у посредников в третьих странах и ввозится в Россию в соответствии с таможенными правилами, является законным, а серый импорт, когда товары поставляют в обход правил или с занижением стоимости, – нет. В настоящее время парадокс в том, что параллельный импорт законен, но операции, обеспечивающие его осуществление, банки могут посчитать сомнительными. Например, это может произойти, если цель платежа не соответствует тому, что было указано при ввозе товаров через таможню, или если цель платежа изменится. Ранее установленные правила позволяли банкам считать такие операции подозрительными, и на сегодняшний день они не отменены. Поэтому они мониторят все оплаты за рубеж, а поскольку товар по параллельному импорту поставляется по поддельным документам – будем называть вещи своими именами, – доказать, что импортер внес платеж за тот товар, который везет через границу, практически невозможно. По крайней мере пока такого механизма не создалось. Поэтому даже по нормальным поставкам деньги возвращаются финмониторингом, постоянно приходят комплаенс запросы. И если запрос не пришел от российского банка, то можно получить его от банка-посредника. Поэтому оплата по контракту может проводиться от двух недель до нескольких месяцев.
Камеральные проверки. Поскольку даже банки не могут отличить серые схемы от параллельного импорта, то образовались двойные стандарты. И хотя правительство не сказало, что все поставки товаров, ввезенные по схеме параллельного импорта, не будут подлежать камеральным проверкам или проведению постконтроля таможенной стоимости, некоторые предприниматели именно так и подумали. Компании, ввозящие товары по серым схемам, теперь прикрываются параллельным импортом, считая, что если Правительство разрешило, то все можно. Но уже появились первые ласточки камеральных проверок таможенной стоимости, где импортер из-за невозможности прямых поставок использовал посредников и взаимосвязанных лиц, и заявление таможенной стоимости по стоимости сделки уже не может быть применено. Таким образом, стоимость корректируется, и импортер попадает на большие штрафы и доплаты, теряет репутацию и деньги. Тогда уже параллельный импорт становится невыгоден для предпринимателя вовсе, но те компании, которые рекламируют свои услуги параллельного импорта, об этом умалчивают.
Что в итоге?
Параллельный импорт – это не панацея, а временная мера. Бесконечно обходить запреты западных стран на поставку их продукции в Россию не удастся. Что касается потребительских товаров – да, останутся челноки, которые закупают микро-партии брендовых товаров и привозят в Россию. Возможно будет что-то достать, но все будет зависеть от цены. А как быть тем, кому нужно крупногабаритное оборудование, комплектующие, материалы и компоненты, которые используются вагонами в месяц? В рамках параллельного импорта такие поставки будет осуществить все сложнее и сложнее.
Для решения вопроса я вижу большую перспективу поворота на Восток, но не с целью закупки товаров, которые они производят, а с целью изучения опыта. Например, как Китай за 20 лет смог стать первой экономикой мира? Как они начинали? Как развивались? И рассмотреть возможность приобретения их оборудования для производства всевозможных предметов потребления.
Мобильная группа Смоленской таможни пресекла незаконный ввоз в Россию более 20 тонн груш, ввозимых под видом вина. Документы, гарантирующие безопасность и качество продукции для потребителя, у водителя отсутствовали.
Таможенники остановили автомобиль в районе населенного пункта Красная Горка, Краснинского района Смоленской области. Согласно документам в грузовике из Швейцарии в Россию перемещались игристые вина, страна происхождения которых – Королевство Нидерланды. В ходе досмотра вместо вина таможенники обнаружили более 20 тонн польских груш. Груз и автомобиль задержаны.
«Смоленской таможней рассматривается вопрос о возбуждении в отношении перевозчика дела об административном правонарушении по ст. 16.3 КоАП РФ (несоблюдение запретов и ограничений при ввозе товаров в РФ). Ему грозит штраф в размере до 300 тыс. рублей», – сообщил начальник Смоленской таможни Николай Новиков.
Объем экспорта продукции московских предприятий отрасли энергетического машиностроения за девять месяцев 2025 года увеличился на 58% по сравнению с аналогичным периодом 2024 года. Об этом сообщается на официальном портале мэра и правительства Москвы.
«Благодаря городу по итогам девяти месяцев 2025 года объем экспорта столичных предприятий отрасли энергетического машиностроения увеличился на 58 процентов по сравнению с аналогичным периодом 2024 года», - сообщил министр правительства Москвы, руководитель городского департамента инвестиционной и промышленной политики Анатолий Гарбузов.
По его словам, компании поставляли за рубеж установки для кондиционирования воздуха, трансформаторы и комплектующие для электроаппаратуры различного назначения. Среди основных покупателей указаны Казахстан, Турция, Беларусь, Алжир и Индия, при этом поставки в Индию увеличились почти в 2,3 раза.
Отдельный эффект дала работа на рынке Казахстана. участие московской компании в международной бизнес-миссии в рамках выставки Kazakhstan Machinery Fair 2025 позволило заключить контракт с Атырауским нефтеперерабатывающим заводом на сумму более пяти миллионов рублей. Также ведутся переговоры о поставках с группой компаний «Казазот».
Тульские таможенники приняли участие в заседании комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в регионе. Мероприятие провел первый заместитель Губернатора – председатель Правительства Михаил Пантелеев.
О деятельности таможенных органов по недопущению незаконного ввоза и оборота промышленной и пищевой продукции на внутреннем рынке доложила заместитель начальника Тульской таможни – начальник службы Альбина Чикунова: «В рамках постконтроля по данному направлению в 2025 году проведено 97 проверочных мероприятий, по результатам которых доначислены таможенные платежи, пени на сумму более 515 млн рублей. Обнаружено более 40 тонн незаконно ввезенных товаров – гели для стирки, шампуни и гели для душа, средства гигиены. По результатам таможенного оформления данных товарных партий уплачено более 5,68 млн рублей».
Участники заседания обсудили план работы комиссии на следующий год, отметив, что результаты деятельности зависят от постоянного мониторинга и своевременного обмена информацией между всеми заинтересованными ведомствами.
Калужская область и Вьетнам выражают заинтересованность в продвижении сотрудничества - за несколько лет взаимный товарооборот увеличился почти в 80 раз. Об этом рассказал корреспонденту ТАСС губернатор Калужской области Владислав Шапша, находящийся с рабочим визитом во Вьетнаме.
«Динамика впечатляющая: за несколько лет почти в 80 раз увеличился торговый оборот между Калужской областью и Вьетнамом - с $4 до $316 млн. Цифры, может, и небольшие, но динамика действительно впечатляющая - мы видим большой интерес партнеров к работе с Калужской областью, с Россией», - подчеркнул губернатор.
В ходе нынешней поездки делегация Калужской области представляет экономический, инвестиционный и транспортно-логистический потенциал области. «Также прорабатываем новые направления сотрудничества», - отметил В. Шапша.
История сотрудничества
По словам губернатора, взаимовыгодное сотрудничество Калужской области с Вьетнамом насчитывает уже не одно десятилетие. «Первой ласточкой» этого партнерства стало предприятие «Калужская обувь», появившееся в 2004 году - первое производство обуви в регионе. «Компания работает успешно, продает продукцию далеко за пределами области, у нее вьетнамский капитал и вьетнамский владелец», - рассказал глава региона.
После «Калужской обуви» появилось еще несколько вьетнамских предприятий по пошиву одежды, а самым крупным вьетнамским инвестиционным проектом в Калужской области стал комплекс молочного животноводства, создаваемый компанией TH Group. На сегодняшний день объем инвестиций в этот проект, включающий построенную ферму на шесть тысяч голов дойного стада и крупный молокоперерабатывающий завод мощностью тысяча тонн молока в сутки, как сообщил губернатор, уже превышает 21 млрд рублей.
В планах вьетнамской компании строительство второй фермы. «Мы также обсуждаем вопрос повышения продуктивности дойного стада, у нас уже есть хорошие показатели и технологии, которые этому способствуют», - сказал он.
В ходе нынешнего визита представители Калужской области рассмотрели с вьетнамской стороной возможность взаимодействия по проекту селекционно-генетического центра. «Такой центр мы уже создали в Калужской области, и сейчас мы обсуждаем возможность совместной работы по проекту с вьетнамскими партнерами», - отметил в. Шапша.
23 ноября 2025 года в результате совместной работы Управления по противодействию коррупции ФТС России и службы по противодействию коррупции Центрального таможенного управления при силовой поддержке таможенного СОБРа была пресечена преступная деятельность организованной группы.
В ее состав входили должностные лица Краснинского таможенного поста Смоленской таможни. Они подозреваются в систематическом получении взяток в крупном и особо крупном размере от недобросовестных участников ВЭД.
В обмен на денежное вознаграждение должностные лица таможенного поста незаконно предоставляли преимущества отдельным участникам ВЭД при ввозе табачной продукции и автомобильных запчастей.
Проводятся дополнительные оперативно-разыскные мероприятия.
Сотрудники Шереметьевской таможни обнаружили 75 кубинских сигар стоимостью более миллиона рублей у россиянки, прибывшей из Варадеро (Куба). Нелегальный товар женщина спрятала в багаже.
В ходе таможенного контроля чемодана инспекторы выявили две деревянные коробки с надписью «COHIBA Esplendidos» и коробку «COHIBA Piramides», в каждой из которой находилось по 25 сигар.
Туристка пояснила, что это подарок кубинских друзей, а таможенных правил она не знает.
Согласно проведенной экспертизе, рыночная стоимость сигар превышает 1 млн рублей.
Возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 226.1 УК РФ (контрабанда стратегически важных ресурсов). Санкция данной статьи предусматривает лишение свободы на срок до пяти лет со штрафом до миллиона рублей.
141400, Россия, Московская область, г. Химки,
ул. Авиационная, владение 8,
Бизнес-центр «Аэро - Плаза», офис 206
24/7