Описание категории новости
INTERFAX.RU - Россельхознадзор с 10 апреля запрещает ввоз семян пшеницы, произведенных научно-практическим центром НАН Белоруссии по земледелию (Жодино).
Как сообщил регулятор, это решение принято в связи с выявлением в семенах карантинного для России и стран-членов ЕАЭС объекта - карликовой головни пшеницы.
Карликовая головня пшеницы - опасное карантинное заболевание, вызываемое головневым грибом. Поражается все растение пшеницы в целом, колос деформируется. Поражение приводит к существенному снижению урожайности. Заражение происходит преимущественно через инфицированные семена и почву.
INTERFAX.RU - Пошлина в 200% на ввоз в США алюминиевой продукции, в которой присутствует металл российского происхождения, вступает в силу в понедельник.
Тариф распространяется на продукцию независимо от ее номинального происхождения. Месяцем ранее вступила в силу аналогичная пошлина на импорт алюминия и алюминиевой продукции, произведенные непосредственно в России.
С начала конфликта на Украине в прошлом году никакие ограничения в отношении российского металла и выпускающего его "Русала" не вводились. "Русал" является вторым по величине производителем алюминия в мире вне Китая с долей на глобальном рынке около 6%. Хотя администрация США рассматривала санкции в отношении российского алюминия еще в феврале 2022 года, но тогда власти отказались от этого, так как такие меры могут подорвать мировые поставки этого металла.
Администрация США отмечала, что эти меры в нынешней ситуации помогут американским производителям алюминия выдерживать конкуренцию.
Такие суровые тарифы фактически прекратят импорт металла из России в США, сообщало ранее агентство Bloomberg, сообщившее в начале февраля о скором введении 200%-й пошлины. Эта мера рассматривалась в течение нескольких месяцев, заявляли собеседники агентства. Они также добавили, что США нацелились на российский металл, потому что российские компании, по их мнению, занимаются демпингом на рынке США, нанося ущерб американским компаниям.
В прошлом году на долю США пришлось 4,6% выручки "Русала" (годом ранее 6,2%). Алюминий из РФ традиционно составлял около 10% от общего объема импорта США.
Одним из лоббистов ограничительных мер в отношении российского алюминия была американская Alcoa. Alcoa ранее добивалась исключения российского металла из листинга LME. Компания выражала озабоченность, что конфликт между РФ и Украиной, помимо вызванного им гуманитарного и энергетического кризиса, может исказить рыночный характер цен на алюминий и повысить системные риски для надежности контракта на алюминий на LME. Биржа отказалась вводить ограничения на российский металл, в середине ноября заявив, что "не должна выносить или навязывать этические суждения на широком рынке".
На фоне введения европейского эмбарго на поставки нефтепродуктов из России выросли их поставки в Сингапур, подсчитал Reuters. Топливо не только остается в стране, но и поступает в соседние государства.
Импорт российского дизеля и нафты в Сингапур в 2023 году существенно вырос, пишет Reuters со ссылкой на свои расчеты на основе правительственных данных и информации аналитиков.
В первом квартале года импорт нафты вырос почти в три раза, с примерно 261 тыс. т в конце 2022-го до 741 т. Это составляет около 23% общего импорта нафты в страну, отмечает агентство.
Импорт дизеля в марте и вовсе достиг максимума более чем за год: в этом месяце Сингапур получил 46 тыс. т российского дизеля, хотя за весь прошлый год пришло только 20 тыс. Последний максимум за месяц был зафиксирован в декабре 2021-го — 95 тыс. т. По данным Reuters, в апреле ожидается поставка как минимум 44 тыс. т российского дизеля в Сингапур.
В конце марта агентство сообщало о рекордных поставках в Сингапур и Малайзию и российского мазута: они составили свыше 1,1 млн т.
Нефтепродукты из Сингапура могут поступать и в другие страны — Южную Корею, Китай, Тайвань, Японию, Малайзию, Вьетнам, Австралию, уточняет Reuters.
С начала февраля начало действовать введенное Евросоюзом эмбарго на поставки нефтепродуктов в страны-члены ЕС, а также потолок цен. Лимит отличается в зависимости от вида топлива: если продукт торгуется с наценкой по отношению к сырой нефти, как дизель, то это $100 за баррель; если с дисконтом, как мазут, то $45 за баррель. Продукцию, которая будет продаваться по ценам выше установленного лимита, запрещено поставлять морским путем в третьи страны, также в таком случае нельзя оказывать финансовые или технические услуги при перевозке.
Президент Владимир Путин еще в декабре, в ответ на аналогичное нефтяное эмбарго, подписал указ о запрете поставок топлива иностранным лицам и компаниям, если в контрактах «прямо или косвенно предусматривается использование механизма фиксации предельной цены».
/ТАСС/. Новый пакет японских экспортных санкций в отношении России из-за ситуации вокруг Украины вступил в силу в пятницу. Об этом объявило Министерство экономики, торговли и промышленности Японии.
В обновленный список запрещенных для экспорта в Россию товаров вошли, в частности, воздушные шары, планеры, безмоторные летательные аппараты и их компоненты, парашюты, тормозные системы для самолетов, оборудование для наземной авиационной подготовки, беспилотники и компоненты для них. Запрещены поставки всех детских игрушек, имеющих колеса, а также сборных моделей, головоломок и пазлов.
Кроме того, речь идет о запрете на поставки проката из железа и нелегированной стали, нержавеющей или других легированных видов стали. В список попали гидрометры, барометры, приборы для измерения давления, а также расхода, уровня и других параметров жидкостей или газов, приборы для физического, химического и метеорологического анализа.
Запрещается экспорт телескопов, биноклей, оптических приборов, компасов, навигационных приборов. В перечне значатся фотоаппараты, специально предназначенные для подводной и аэрофотосъемки, а также гольф-кары.
О санкциях
По данным японского ведомства, расширение экспортного эмбарго проводится в рамках нового пакета санкций, одобренного 28 февраля. Тогда японский кабмин ввел индивидуальные ограничения, включающие заморозку активов в случае обнаружения, против 48 лиц, 73 организаций и отдельно Росбанка. Кроме того, против 21 организации, в том числе ЧВК "Вагнер", были введены экспортные ограничения.
Санкции Японии, которые из-за ситуации на Украине вводились в несколько этапов, затрагивают уже около 1 000 человек и порядка 100 организаций из России. Кроме того, Япония заморозила активы Альфа-банка, ВТБ, ВЭБ.РФ, Новикомбанка, банка "Открытие", Промсвязьбанка, банка "Россия", Сбербанка, Совкомбанка, а также еще порядка 40 организаций и компаний.
Япония также утвердила список запрещенных к экспорту товаров и технологий, в нем находятся уже порядка 800 наименований. Среди них полупроводники, оборудование для обеспечения морской и авиационной безопасности, телекоммуникационное оборудование, средства связи, продукция военного назначения, включая оружие, программное обеспечение, нефтеперерабатывающее оборудование, грузовая техника, самосвалы, бульдозеры, железнодорожные локомотивы, обрабатывающие станки и другое электрическое оборудование, используемое в промышленности. Кроме того, введен запрет на поставки в Россию предметов роскоши, включая автомобили стоимостью более 6 млн иен (около $49 тыс.), а также на импорт золота из РФ. Также запрещен экспорт в Россию некоторых химических веществ, включая хлор, метанол, ацетон, этилен и гипохлорит натрия.
ПРАЙМ. Квота РФ на импорт томатов турецкого происхождения выбрана на 98%, обращений от турецкой стороны по ее пролонгации пока не было, сообщила журналистам первый замминистра сельского хозяйства РФ Оксана Лут.
"У нас пока не было обращения по пролонгации… Будет обращение — можем пролонгировать, но тут вопрос спроса", — сообщила Лут. По ее словам, турецкие томаты сейчас являются нишевой группой — возможно, они немного дешевле отечественных, но предпочтения потребителей говорят в пользу отечественной продукции.
"Мы следим за индексом потребления, что людям нравится: все равно наши томаты нравятся больше. Есть другие томаты на рынке, но все равно наши томаты превалируют по предпочтениям. Поэтому мы верим и видим, что потребитель голосует за отечественный товар", — добавила она.
Россия вводила эмбарго на поставки из Турции ряда продуктов с 1 января 2016 года в ответ на атаку турецких ВВС на российский Су-24 в Сирии в конце ноября 2015 года. С 1 ноября 2017 года был отменен запрет на импорт томатов из Турции, а с 1 мая 2018 года Россия сняла ограничение количества компаний-экспортеров, оставив при этом общую квоту на поставки в размере 50 тысяч тонн в год.
После этого квота несколько раз увеличивалась, сейчас составляет 350 тысяч тонн в год: по словам Лут, на данный момент она уже выбрана на 98%. При этом первый замминистра напомнила, что РФ в год производит более 3 миллионов тонн собственных томатов.
Лут также сообщила, что не планируется вводить никаких ограничений по импорту овощей и картофеля, поскольку, несмотря на достаточный урожай, до конца сезона они не лежат, ведь хранилища достаточного объема еще в процессе строительства. "Поэтому в любом случае, для того, чтобы не остаться без продукции, мы все равно должны будем импортировать — с апреля начинаем импортировать", — сказала она.
"Если мы будем заниматься выведением сортов, которые обладают большей лёжкостью и при этом не портятся, остаются в нормальных потребительских характеристиках, тогда будем уходить в дополнительную потребность. Но пока мы живем в этом ключе и, конечно, никаких ограничений по импорту быть не может, потому что тогда мы остаемся без нужного объема продукции", — добавила Лут. Она напомнила, что в 2022 году РФ произвела 18,8 миллиона тонн картофеля и 13 миллионов тонн овощей.
/ТАСС/. Импорт российских товаров в США в феврале увеличился до $642,8 млн с зафиксированных в январе $508,6 млн. Об этом свидетельствуют данные, опубликованные в среду в ежемесячном докладе о товарообороте главного статистического ведомства США - Бюро переписи.
В декабре 2022 года объем импорта товаров РФ в США составил $638,4 млн, в ноябре - $594,3 млн.
Объем экспорта американской продукции в Россию в феврале увеличился до $61,2 млн по сравнению с январем - в том месяце соответствующий показатель составил $44,6 млн.
Как сообщило Бюро переписи США в начале февраля, объем экспорта американских товаров в РФ в 2022 году стал рекордно низким за все время подсчетов показателей российско-американской торговли и составил $1,7 млрд. В ведомстве отмечали, что объем экспорта американской продукции в Россию в прошлом году упал приблизительно в 3,7 раза - примерно с $6,4 млрд в 2021 году.
ПРАЙМ. Российско-монгольский товарооборот в 2023 году может достигнуть исторического максимума и составить более 3 миллиардов долларов, заявил заместитель министра экономического развития РФ Дмитрий Вольвач во время своего выступления на XV заседании Подкомиссии по региональному и приграничному сотрудничеству Российско-монгольской межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству в столице Бурятии.
Заседание проходит в Улан-Удэ 3-4 апреля 2023 года. В нем принимают участие замминистра экономического развития РФ Дмитрий Вольвач, министр, глава национального комитета по возрождению пограничных пунктов пропуска Монголии Хурэлбаатарын Булгантуяа, глава Бурятии Алексей Цыденов, представители профильных министерств и ведомств, депутаты Народного Хурала Бурятии, сотрудники пограничного и таможенного управления. На заседании обсуждаются вопросы развития пограничных пунктов пропуска, сотрудничества в области туризма, сельского хозяйства, молодежной политики, а также в культурной, образовательной и гуманитарной сферах.
"Монголия — это стратегический и очень важный торговый партнер России. По итогам 2022 года российско-монгольская торговля увеличилась почти на 42% и достигла 2,6 миллиарда в долларовом исчислении. В январе этого года двусторонний товарооборот вырос еще на 25%. Ожидаем, что к концу этого года показатели нашего двустороннего товарооборота достигнут исторического максимума — 3 миллиарда в долларовом исчислении", — сказал Вольвач.
Он отметил, что значимые позиции на монгольском рынке занимают импортируемые из России минеральные продукты, продовольствие, машины, оборудование, металлы, химическая продукция. Также у стран есть хорошие перспективы для реализации совместных проектов в области транспорта, энергетики, промышленного машиностроения.
Российская компания «Роснефть» и индийская Indian Oil Corp отказались от европейского бенчмарка Brent и перешли на азиатский Dubai в ценообразовании при осуществлении сделок по поставке нефти РФ. Об этом сообщается на сайте международного информагентства Reuters со ссылкой на собственные источники.
Уточняется, что «Роснефть» планирует увеличить экспорт сырья в Индию и продавать до 11 млн баррелей в месяц с апреля 2023 года. При этом «Роснефть» и Indian Oil Corp не стали комментировать данную информацию.
Стоит заметить, что эталоны Brent и Dubai оцениваются в американской валюте. Нефтяные компании Европы используют при торговле нефтью Brent, трейдеры из Азии — Dubai.
По мнению аналитиков, переход на эталон Dubai продолжит тенденцию на перераспределение продаж российских энергоресурсов из Европы в Азию на фоне западных санкций.
/ТАСС/. Эксперимент по применению таможенных ("бондовых") складов при оформлении ввозимых в РФ товаров электронной торговли стартовал 1 апреля 2023 года. Соответствующее постановление опубликовано на сайте правительства РФ.
Эксперимент продлится год (до 1 апреля 2024 года). Предполагается, что такая мера позволит упростить и ускорить доставку товаров.
"Бондовый" склад - особая экономическая зона, на которую интернет-магазины могут завозить товары из-за рубежа и хранить его под таможенным контролем, но без растаможивания, уплаты НДС, акцизов и таможенных пошлин, без применения к товарам лицензирования и квотирования на период хранения до приобретения покупателями. Основные участники эксперимента - Минфин, Минэкономразвития, Федеральная таможенная служба, Росаккредитация и "Почта России".
В рамках эксперимента планируется подготовить изменения в акты Евразийского экономического союза и законодательство РФ о таможенном регулировании.
После завершения эксперимента Минфин России направит правительству предложения о продлении или прекращении пилота, оценит целесообразность проведения изменений на уровне международных договоров и актов, регулирующих таможенные правоотношения Евразийского экономического союза.
Из-за сбоя в работе таможенных информационных систем Литва приостановила пропуск грузовых автомобилей из Калининградской области, сообщается в Telegram Федеральной таможенной службы России.
Грузовики не пропускают и не оформляют с 2:00 2 апреля. Как сообщили в ФТС, образовалась очередь на въезд в Литву из России, по состоянию на вечер 2 апреля в ней было 80 большегрузов.
В конце ноября Литва перестала пропускать российские грузовики, которые находятся в аренде у фактического перевозчика и не принадлежат ему, сообщал ТАСС со ссылкой на председателя общественного совета при Министерстве развития инфраструктуры Калининградской области Леонида Степанюка. Он предположил, что проблема затронет 25-30% грузовиков, которые находятся в аренде у калининградских перевозчиков.
В середине марта Вильнюс решил усилить проверки грузовых поездов на железнодорожной станции Кибартай, следующих из Калининградской области в Литву — для этого там установят рентген-контроль.
Летом 2022 года литовские власти ограничили железнодорожный транзит подсанкционных товаров в Калининградскую область. Россия назвала это решение незаконным и пообещала принять ответные меры. Впоследствии Еврокомиссия уточнила условия санкций, разрешив транзит по железной дороге, но при контроле со стороны Литвы. Помимо этого, ЕК установила лимиты на транзит подсанкционных товаров. В августе глава Калининградской области Антон Алиханов заявил, что регион исчерпал квоты на некоторую продукцию.
Квота для перевозки грузов через Литву в Калининград и обратно на 2023 год составляет 2,89 млн тонн — почти на 7% меньше, чем в 2022 году, передавал «Интерфакс».
Комитет по промышленности, исследованиям и энергетике Европарламента (ЕП) в четверг, 16 октября, проголосует за проект Еврокомиссии (ЕК) о реформировании энергетической отрасли Евросоюза (ЕС), который предполагает полный отказ от российских нефти и газа. Информация об этом следует из расписания заседаний на сайте ЕП.
«Голосование за поэтапный отказ от импорта российского природного газа, улучшение мониторинга потенциальной энергетической зависимости и внесение изменений в Регламент ЕС. <...> Принятие проекта доклада», — указано в расписании.
Отмечается, что заседание начнется в 10:00 по местному времени (11:00 мск). Докладчиками числятся латвийский евродепутат Инесе Вайдере и представитель финской партии «Зеленый союз» Вилле Ниинистё.
РИА Новости. Товарооборот Китая и России по итогам первых девяти месяцев 2025 года снизился на 9,4% по сравнению с аналогичным периодом 2024 года, составив 163,621 миллиарда долларов, свидетельствуют обнародованные в понедельник данные главного таможенного управления КНР.
По данным таможни, Китай за январь-сентябрь ввез в Россию товаров на 73,566 миллиарда долларов, снижение по сравнению с аналогичным периодом 2024 года составило 11,3%. Поставки из РФ в КНР сократились на 7,7%, составив 90,054 миллиарда долларов.
В сентябре товарооборот двух стран составил 19,825 миллиарда долларов: Россия ввезла в Китай товаров на 10,956 миллиарда долларов, КНР в РФ - на 8,869 миллиарда долларов, уточнило главное таможенное управление.
Согласно данным главного таможенного управления КНР, товарооборот Китая и России по итогам 2024 года вырос на 1,9% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года, составив рекордные 244,819 миллиарда долларов.
Глава Минпромторга России Антон Алиханов заявил, что повышение и пересмотр методики расчета утилизационного сбора на автомобили - меры, которые назрели и необходимы. Об этом министр рассказал на заседании фракции КПРФ в Госдуме, отвечая на вопросы депутатов.
По словам Алиханова, одна из главных причин реформы - борьба с "серыми" схемами импорта. Сейчас, передает его слова РБК, более 70% машин ввозятся физическими лицами, что позволяет импортерам и даже дилерам обходить повышенные ставки сбора, действующие для юрлиц.
Диспаритет между официальным импортом и ввозом физлицами достигает миллиона рублей на автомобиль. В итоге под видом личных поставок завозятся машины для перепродажи, и это искажает рынок, объяснил министр. По этой причине компании, которые инвестируют в локализацию, особенно китайские партнеры, в таких условиях теряют стимулы продолжать производство.
В худшем случая такая дестимуляция инвестиций в российское автомобилестроение может привести к остановке заводов, сокращению рабочих мест и падению доходов в смежных отраслях.
В то же время Алиханов признал, что для покупателей новая система станет непопулярным решением, но "это решение назрело, оно необходимо".
Согласно проекту постановления, новый порядок расчета утильсбора планируется ввести с 1 ноября 2025 года. Он предусматривает привязку размера платежа к мощности двигателя автомобиля - машины с более 160 л.с. проходят по увеличенной ставке.
Алиханов в ходе выступление повторил свои слова о том, что повышение не затронет большинство автовладельцев, так как 80% автопарка в стране имеют мощность менее 160 л.с., то есть не попадают под повышенные коэффициенты.
/ТАСС/. Экспорт продукции АПК из России в африканские страны в январе - августе 2025 года составил почти 11 млн тонн на сумму свыше $2,8 млрд. Об этом ТАСС рассказали в федеральном центре "Агроэкспорт".
"За восемь месяцев 2025 года Россия поставила в африканские страны почти 11 млн тонн продукции АПК на сумму свыше $2,8 млрд. И, как ни странно, пшеница - далеко не единственное, чем интересуется континент", - говорится в сообщении.
В том числе российской готовой мясной продукции за этот период было отправлено в африканские государства около 500 тонн на сумму более $660 тыс. Экспорт молочной сыворотки в страны Африки в натуральном выражении увеличился почти в 13 раз: за восемь месяцев 2025 года поставлено более 1,3 тыс. тонн на сумму почти $1 млн.
Также сообщается, что в январе - августе 2025 года Россия отправила в Тунис около 50 тонн мороженых крабов почти на $2 млн. Поставки российского мороженого в Сенегал за этот период составили почти 180 тонн на $450 тыс.
INTERFAX.RU - Пошлина на экспорт подсолнечного масла из РФ в октябре повышается до 8 тыс. 047,3 рубля за тонну с 5 тыс. 746,2 рубля в сентября, на подсолнечный шрот - до 1 тыс. 408 рублей с 1 тыс. 119,4 рубля за тонну соответственно. Такой расчет представил Минсельхоз.
Индикативные цены, исходя из которых рассчитаны пошлины, составили: на масло $1 тыс. 126,6 за тонну ($1 тыс. 130,6 месяц назад), на шрот - $214,4 ($217,8).
Размер пошлин составляет 70% от разницы между базовой и индикативной ценой (среднее арифметическое рыночных цен за месяц).
РФ ввела механизм "подсолнечного демпфера" с 1 сентября 2021 года. Сначала пошлины рассчитывались в долларах, с июля 2022 года - в рублях.
Базовая цена на подсолнечное масло составляет 82 500 рублей за тонну, на шрот - 15 875 рублей за тонну.
В августе 2024 года эти пошлины были продлены сразу на два года - до 1 сентября 2026 года. На недавнем заседании таможенной подкомиссии была одобрена их пролонгация еще на два года - до 31 августа 2028 года.
/ТАСС/. Ставрополье в 2025 году экспортирует не менее 7,5 млн тонн зерновых, что почти сопоставимо с общим краевым урожаем прошлого года. Поставки будут сделаны в страны Ближнего Востока, Кавказского региона и Азиатско-Тихоокеанского региона, сообщил во время прямой линии министр сельского хозяйства края Сергей Измалков.
"Собран неплохой урожай зерновой группы. Для края необходимы из этих 10 млн тонн 2,5 млн тонн - это семена, мука, зерновые на корм скоту. Все остальное будет реализовано. Реализации на сегодняшний день подлежат порядка 8-7,5 млн тонн. Сейчас в активной фазе уборка кукурузы, посмотрим, какую прибавку нам даст эта категория зерновых. Наши потенциальные клиенты известны. В последнее время это, прежде всего, страны Ближнего Востока, Кавказский регион и Азиатско-Тихоокеанский регион", - сказал он.
Увеличить экспортные объемы позволил урожай, который в 2025 году стал максимальным для региона за всю историю. Помимо выхода на зарубежные рынки, производители Ставрополья направят зерновые на продажу и в регионы Российской Федерации.
"На что хочется рассчитывать - на достойную цену, которую сегодня сформирует рынок, чтобы наши сельхозтоваропроизводители получили не только достойный урожай, но и достойную цену за свой нелегкий труд", - отметил Измалков.
В регионе уже ведется осенняя посевная кампания для закладки урожая на 2026 год. По данным министерства, площади зерновых на Ставрополье сопоставимы с уровнем прошлого года.
141400, Россия, Московская область, г. Химки,
ул. Авиационная, владение 8,
Бизнес-центр «Аэро - Плаза», офис 206
24/7